№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 41763

1.

Запишите термин, о котором идёт речь.

Свод законов Российского государства, созданный в 1497 г. в целях систематизации норм права.

2.

Укажите год, когда произошли описываемые события. Назовите российского императора в этот период.


Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задание.

 

«1 сентября в д. Фили, в трёх верстах от Москвы, был собран военный совет. Кутузовым был поставлен на обсуждение вопрос: «Ожидать ли нападения на невыгодной позиции или уступить неприятелю Москву?» Мнения разделились, но Кутузов принял единственно правильное решение: оставить Москву, чтобы сохранить армию, ибо с потерей армии будет потеряна и Москва и проиграна вся кампания.

На следующий день французская армия подошла к Москве. Напрасно Наполеон на Поклонной горе ждал депутацию «бояр» с ключами от города. Москва опустела: из 270 тыс. её жителей в ней осталось около 6 тыс. Отступление русской армии через Москву было столь поспешным, что неприятелю достались богатые склады с оружием, боеприпасами, обмундированием, продовольствием. Оставлены были на милость победителя и 22,5 тыс. раненых в госпиталях Москвы. В ту же ночь в разных местах города вспыхнули пожары, которые бушевали целую неделю. В огне погибло более 2/3 зданий. Жертвами пожара стали многие из оставшихся жителей, а также раненые в госпиталях.

В литературе давно ведутся споры о виновниках московского пожара. Неверно утверждение о том, что Наполеон при вступлении в город якобы отдал приказ о его сожжении. Это было бессмысленно хотя бы потому, что ему необходимо было расквартировать в городе огромную армию, обеспечить её жильём и продовольствием. Неправомерно и обвинение русских в преднамеренном сожжении Москвы. Но есть данные о приказах уничтожить склады оружия, фуража и продовольствия. Вероятно, поднявшийся ветер при сухой погоде превратил отдельные очаги пожара в море огня. Пожар не смог «выкурить» французов из Москвы. Войска Наполеона благополучно разместились в городе, а вслед за ними — и подходившие резервы».

3.

Какие причины московского пожара называет автор? Укажите две причины.


Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задание.

 

«1 сентября в д. Фили, в трёх верстах от Москвы, был собран военный совет. Кутузовым был поставлен на обсуждение вопрос: «Ожидать ли нападения на невыгодной позиции или уступить неприятелю Москву?» Мнения разделились, но Кутузов принял единственно правильное решение: оставить Москву, чтобы сохранить армию, ибо с потерей армии будет потеряна и Москва и проиграна вся кампания.

На следующий день французская армия подошла к Москве. Напрасно Наполеон на Поклонной горе ждал депутацию «бояр» с ключами от города. Москва опустела: из 270 тыс. её жителей в ней осталось около 6 тыс. Отступление русской армии через Москву было столь поспешным, что неприятелю достались богатые склады с оружием, боеприпасами, обмундированием, продовольствием. Оставлены были на милость победителя и 22,5 тыс. раненых в госпиталях Москвы. В ту же ночь в разных местах города вспыхнули пожары, которые бушевали целую неделю. В огне погибло более 2/3 зданий. Жертвами пожара стали многие из оставшихся жителей, а также раненые в госпиталях.

В литературе давно ведутся споры о виновниках московского пожара. Неверно утверждение о том, что Наполеон при вступлении в город якобы отдал приказ о его сожжении. Это было бессмысленно хотя бы потому, что ему необходимо было расквартировать в городе огромную армию, обеспечить её жильём и продовольствием. Неправомерно и обвинение русских в преднамеренном сожжении Москвы. Но есть данные о приказах уничтожить склады оружия, фуража и продовольствия. Вероятно, поднявшийся ветер при сухой погоде превратил отдельные очаги пожара в море огня. Пожар не смог «выкурить» французов из Москвы. Войска Наполеона благополучно разместились в городе, а вслед за ними — и подходившие резервы».

4.

В данном отрывке идёт речь о вступлении войск неприятеля в Москву. Укажите ещё одно любое событие из истории России, когда неприятельским войскам также удавалось вступить в Москву.


Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задание.

 

«1 сентября в д. Фили, в трёх верстах от Москвы, был собран военный совет. Кутузовым был поставлен на обсуждение вопрос: «Ожидать ли нападения на невыгодной позиции или уступить неприятелю Москву?» Мнения разделились, но Кутузов принял единственно правильное решение: оставить Москву, чтобы сохранить армию, ибо с потерей армии будет потеряна и Москва и проиграна вся кампания.

На следующий день французская армия подошла к Москве. Напрасно Наполеон на Поклонной горе ждал депутацию «бояр» с ключами от города. Москва опустела: из 270 тыс. её жителей в ней осталось около 6 тыс. Отступление русской армии через Москву было столь поспешным, что неприятелю достались богатые склады с оружием, боеприпасами, обмундированием, продовольствием. Оставлены были на милость победителя и 22,5 тыс. раненых в госпиталях Москвы. В ту же ночь в разных местах города вспыхнули пожары, которые бушевали целую неделю. В огне погибло более 2/3 зданий. Жертвами пожара стали многие из оставшихся жителей, а также раненые в госпиталях.

В литературе давно ведутся споры о виновниках московского пожара. Неверно утверждение о том, что Наполеон при вступлении в город якобы отдал приказ о его сожжении. Это было бессмысленно хотя бы потому, что ему необходимо было расквартировать в городе огромную армию, обеспечить её жильём и продовольствием. Неправомерно и обвинение русских в преднамеренном сожжении Москвы. Но есть данные о приказах уничтожить склады оружия, фуража и продовольствия. Вероятно, поднявшийся ветер при сухой погоде превратил отдельные очаги пожара в море огня. Пожар не смог «выкурить» французов из Москвы. Войска Наполеона благополучно разместились в городе, а вслед за ними — и подходившие резервы».

5.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

 

ВекСобытие (процесс)Участник события (процесса)
_____________(А)Подписание Рапалльского договора между Советской Россией и ГерманиейГ. В. Чичерин
_____________(Б)«Битва народов» под Лейпцигом_______________(В)
_______________(Г)_______________(Д)Екатерина II
XV в._____________(Е)_______________(Ж)
XVI в.______________(З)_______________(И)

 

Пропущенные элементы:

1) М. Н. Тухачевский

2) проведение политики опричнины

3) М. Б. Барклай де Толли

4) Иван III

5) присоединение Твери к Московскому княжеству

6) нашествие войск хана Батыя на Русь

7) XX в.

8) XIX в.

9) Иван IV

10) XVII

11) XVIII в.

12) издание манифеста о свободе предпринимательства

 

AБВГДЕЖЗИ

6.

Укажите век, когда произошли обозначенные на схеме события. Ответ запишите словом.

7.

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

8.

Укажите руководителя СССР, изображённого на картине слева. Укажите год его смерти.

9.

Назовите город, где происходит действие, запечатлённое на данной картине.

10.

Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.

Если памятник, изображённый на фотографии, находится в Вашем регионе, то его указывать не следует, нужно указать другой памятник.

11.

Прочтите перечень событий (процессов):

1) борьба Руси с печенегами;

2) проведение политики опричнины;

3) Семилетняя война;

4) Тегеранская конференция «Большой тройки»


Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).


Укажите одного любого участника выбранного Вами события (процесса). Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.

12.

Прочтите перечень событий (процессов):

1) борьбы Руси с печенегами;

2) проведение политики опричнины;

3) Семилетняя война;

4) Тегеранская конференция «Большой тройки»


Выберите событие (процесс), что и в задании 11. Выполните задание.


В чём заключалось влияние выбранного Вами события (процесса) на дальнейшую историю России и/или мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.